История развития UK Garage — жанра, изменившего музыку Британии — Fast Food Music

История развития UK Garage — жанра, изменившего музыку Британии

История развития UK Garage — жанра, изменившего музыку Британии

«Это полностью британская тема. Это тема ни чёрных, ни белых. Это та музыка, где мы — лучшие»

MC Creed, 2000

Предисловие

Британская музыка бесконечна. И это не преувеличение. С самого прихода англов на Британские острова она развивалась, этот процесс продолжается и по сей день. Каждая из четырёх стран Великобритании имеет довольно самобытную народную музыку. Важными частями именно английской являются такие жанры, как, например, хорнпайп, джига, рождественские песни — кэролы или морские (матросские) песни шанти. Всё это неизменно занимает особое место в британской культуре. И так называемый «фолк-ревайвал» (то есть возрождение интереса к народной музыке, её преобразование и возвращение в музыкальный репертуар — прим. автора), имеющий место быть с XVIII века, является прямым тому подтверждением. Сохранение культурных связей Великобритании с бывшими колониями позволило также и государствам Карибского региона оказать влияние на музыку. Регги, рагга, дэнсхолл, ска, калипсо, даб и многое другое пришло именно оттуда, в частности, из Ямайки. Рок-музыка также не осталась в стороне: всемирно известные Sex Pistols, Rolling Stones и The Beatles являются именно британскими группами. Tакже The Beatles стали причиной «Британского вторжения» (англ. British Invasion — прим. автора) – ситуации, когда в начале 1964-го года их сингл «I Want To Hold Your Hand» обрёл колоссальный успех в США, позже приняв участие в одном из выпусков шоу Эда Салливана во время визита в Америку. Журнал «Life» писал следующее:

«В 1776-м Англия потеряла свои американские колонии. На прошлой неделе Beatles вернули их».

После этого многие группы из Британии начали одна за другой занимать лидирующие позиции в американских чартах. Частью «вторжения» стали такие коллективы, как The Kinks, Herman’s Hermite, Dave Clark Five. Позже, приблизительно в 1982-1986 годах произойдёт ещё одно «вторжение», вызванное приходом синтипопа и «новой волны» рок-музыки (совмещавшей в себе элементы экспериментальной и электронной музыки, а также диско и мода).

Помимо этого в Англии развиваются и иные направления. В 90-ых становится крайне популярным джангл, из которого впоследствии и оформился спустя годы в самостоятельный разветвлённый жанр британский гэридж (UK Garage, далее UKG — прим. автора).

UKG оказал большое влияние на последующее поколение музыкантов. Широко признанные и популярные ныне дабстеп и грайм стали результатом эволюции этого жанра.

Являясь большим любителем британской музыки, я слышал много чего. В последнее время меня не обошёл стороной и указанный выше грайм. Заинтересовавшись его звучанием и истоками, я начал искать информацию касательно этого, изучать её и анализировать. Результатом моих изысканий стала эта статья, которая, на мой взгляд, поможет всем интересующимся узнать больше о UKG, его истории и влиянии на современную музыку и культуру. Разумеется, она не может вместить в себя всё многообразие музыки, исходящей от жанра, но основные аспекты в ней выделены и соблюдены. Помимо основной информации об особенностях жанра будут также приведены некоторые треки для ознакомления, которые помогут читателю лучше сориентироваться в написанном и открыть для себя новую музыку.


Содержание статьи

«анатомия» (краткие сведения о звучании, технической составляющей и прочем)
предыстория (US Garage)
история развития и распространения UKG
основные поджанры (4/4, ту-степ, спид-гараж)
дальнейшее развитие (грайм, дабстеп, бэйслайн, UK Funky)
влияние UKG


«Анатомия»

В Британии этот жанр называют «гэриджем», в то время как в Америке «гаражом». Однако по сути своей это синонимы. Изначально гэридж появился в США, и там называли его US Garage.

На своём пике джангл повернул в сторону более грубого и жёсткого звучания, что отталкивало людей, которые любили танцевать, преимущественно женщин. Избегая классической джангл-ритмики в 170 bpm, ранний UKG имел ритмику преимущественно в 130-138 bpm, а также более чувственный и вдохновлённый соулом звук. Для него также характерны плотные, местами раскидистые басы, свинг, запитченные сэмплы вокала. Диджеи часто играли также и дабы, то есть фактически инструменталы без вокальных сэмплов, потому как наслоение всего негативно сказывалось на общем звучании трека. Однако ускоренные и растянутые во времени вокальные сэмплы играли большую роль в звучании раннего UKG. Отсутствие вокала как такового давало пространство для МС на треке, которые позднее начали читать на гэридж-биты.
Для UKG характерен ритм 4/4 (четыре четверти, откуда и пошло название основного вида) или же four-on-the-floor. Обычно на вторую и четвёртую четверти идёт клэп, на восьмые ноты идут хэты. Позднее огромного потенциала достиг его подвид под названием ту-степ, из которого появились дабстеп и грайм, а также другой его поджанр — спид-гараж.

«Гэридж» рассматривается как искажённый термин в танцевальной музыке. Он пришёл из «Paradise Garage» (нью-йоркский ЛГБТ-клуб — прим. автора), но значил так много для такого большого количества людей, что если вы не говорите о конкретном времени и месте, он становится бессмысленным. Отчасти эта путаница (не говоря о различных журналистских недоразумениях и неверных жанровых ярлыках в индустрии) происходит потому, что спектр музыки, используемой в «гэридже», очень большой. Музыка, которую мы сейчас называем «гэриджем» пришла из небольшой части дико эклектичной музыки того клуба.

Фрэнк Бротон и Билл Брюстер в книге «Last Night A DJ Saved My Life»


Предыстория

Своё начало гэридж берёт в нью-йоркском ЛГБТ-клубе «Paradise Garage» (также известный как «The Garage» или «Gayrage» — прим. автора), о котором упоминалось в прошлом разделе. Изначально это был гараж для машин (parking garage), позднее переделанный под ночной клуб. Музыка, которую здесь играли, была довольно разнообразной. В её числе был и хаус. Диджеи из этого смогли создать новый жанр, который в итоге получил название клуба. Он представлял собой вдохновлённую соулом музыку с женскими вокальными сэмплами, а также включал в себя вдохновлённые госпелом темы на пианино. Часто использовали живые инструменты. Это давало невообразимый эффект. На вторых танцполах английских клубов, предназначенных для отдыха, играла как раз подобное сочетание американского диско и хауса, которое и стали называть «garage» (гэридж/гараж), что подразумевало под собой музыку из «Paradise Garage».

Важным и далеко не последним персонажем среди диджеев этого клуба был Ларри Леван. Он, экспериментируя с оборудованием, пришёл к чуть более электронному звучанию, больше походившему на диско. Этим он, по сути, предвосхитил дальнейшее развитие хауса. Face из Banana Republic (Гэвин Миллс) отмечал также и другого человека — Виктора Симонелли, в звучании которого, на его взгляд, было то, что как нельзя лучше подходило для Англии: более тяжёлые басы и в общем более грубый звук.

Американец The God (Тодд Эдвардс) в начале 90-ых заинтересовался всем этим и начал делать ремиксы более наполненных соулом хаус-композиций, включая туда больше вокальных сэмплов и временных сдвигов в пространство трека, нежели в обычных хаус-треках. Позже DJ EZ из Северного Лондона получил один из треков Эдвардса и исполнил его в ускоренном темпе в одном из ночных клубов Гринвича, после чего интерес к гэриджу резко вырос. Он начал своё бурное развитие в Англии, превращаясь в самостоятельный жанр.

Треки для ознакомления:



Развитие UKG

Множество андерграундных команд, заинтересовавшись новым направлением, пытались делать что-то своё. Они собирались в разных местах, но местами встреч были поначалу небольшие пабы, где люди оставались на ночь, проводили время в небольших компаниях, слушали музыку и танцевали. По сути, UKG и правда рождался в пабах. Постепенно всё это начало выходить на другой, более высокий уровень. Организовывались вечеринки уже в более крупных помещениях лондонских ночных клубов: таких, как «Oceans», «Elephant & Castle». Но особой любовью как среди диджеев, так и среди публики пользовался «Gass Club», обладавший гораздо более просторным помещением по сравнению с другими.

«Gass Club» был одним из тех мест, где ты окажешься один раз за сто лет, если повезёт. Он было особенным.

MC Creed, 2003

Первым крупным мероприятием в «Gass Club» стало мероприятие «SpreadLove». Разнообразная, быстрая, местами напряжённая, агрессивная музыка пришлась по душе самой разной публике. С тех пор стали проводиться самые разные вечеринки, ключевыми из которых стали «Sunday Scene», проводившиеся исключительно по воскресеньям и потому поначалу не привлекали промоутеров. Другими, не менее крупными мероприятиями стали « Garage Nation», «Under The Arches» и многие другие, собиравшие со временем всё больше и больше людей.

Не было никакого эгоизма, никакой агрессии. Были лишь танцы и страсть к музыке.

Доминик из «SpreadLove»

Однако на тот момент UKG ещё не был отдельным жанром, поэтому его играли вперемешку с американским гэриджем.

Во время этих вечеринок мы хотели соединить UKG и US Garage, потому как UKG ещё не сформировался.

Тимми Мэджик (The Dreem Teem)

Из-за того, что часто игрались дабы, диджеи приглашали различных МС, как это уже реализовывалось на сцене drum’n’bass, которые зачитывали на гэридж-биты. Это было для публики открытием. Одним из первых начал читать MC Creed.

Они чувствовали, что это нечто новое. Я, как и все, отрывался, пил, а затем возвращался к микрофону. И когда я начинал зачитывать, это вызывало удивление. У меня появилось спокойствие, потому как мои тексты были нормальными, хотя я не был рэпером или МС, я был обычным чуваком с микрофоном. Для них это было нечто вроде бунта, революции. Я буквально мог спровоцировать бунт.

MC Creed

Другими известными людьми стали MC Viper, а также скоропостижно скончавшийся MC Charlie Brown, который являлся кузеном также небезызвестного MC Kie. Все эти люди открыли новые возможности для развития и продвижения гэриджа, расширив его возможности.

Звучание UKG оставалось под большим влиянием Америки, но при этом оно было сосредоточено на бэйслайне, было жёстче и быстрее. Однако он постепенно начинал эволюционировать в нечто обособленное, потому как написанием UKG занялись исключительно британцы. На это прямо влияли цены импорта из Америки в музыкальных магазинах. Команда Tuff Jam выбрала своё название с целью создания ещё более тяжёлого, грубого звука. Другой важной командой стала The Dreem Teem, также не оставшаяся в стороне.

По словам Гэвина Хенри (G Smoove / Baffled), после релиза некоторых его синглов, в том числе «Over U», а также проведения вечеринки «Frog & Nightgown» под названием «Mum’s The Word» в 1996 звук постепенно начал уходить в сторону британского, а UKG начал оформляться как отдельный жанр.

Мы все испытывали американское влияние (имеется в виду US Garage – прим. автора). Но теперь у нас в Англии появилась своя тема. Мы создали собственный звук.

Мэтт Ламонт (Jam), 1998

Появлялись собственные гэридж-лейблы — такие, как «Nice’N’Ripe» и «Swing City». Tuff Jam также успели поработать с тем самым The God и основали собственный лейбл, «UndaVybe».

Наш лейбл называется «UndaVybe», потому как мы все работаем с «вайбом». Мы очень серьёзно к этому относимся.

Карл Браун (Tuff Enuff), 1998

В 1998-2002 UKG набирает небывалые обороты. Поначалу игнорировавшееся промоутерами направление, которое имело всего несколько радиостанций, получает ротацию на таком крупном радио, как «Kiss FM», а масштабные мероприятия уровня «Pure Silk» отмечают лондонский клуб «Ayia Napa» на карте. Проводилось до 10-20 различных мероприятий в неделю. Многочисленные пиратские радиостанции круглосуточно играют UKG. Артисты вроде MJ Cole или тех же Tuff Jam, The Dreem Teem начинают занимать места в чартах. Успех нового направления кажется небывалым. Однако вместе с тем появляется множество различных поджанров, потому как люди, создававшие UKG, по-разному смотрели на этот жанр. Из них самыми известными были 4/4, тустеп, спид-гараж. Также позднее UKG эволюционирует в такие вещи, как дабстеп, грайм, бэйслайн и многие другие (нью-свинг, даркстеп, пост-дабстеп и прочее). В статье будут рассмотрены основные и наиболее массовые поджанры UKG, занимающие важное место в его истории.

Мы считаем себя «плугом», мы прорубаем свой путь и каждый может пойти с нами.

Карл Браун (Tuff Enuff), 1998

Треки для ознакомления:






Основные поджанры UKG

Как и было сказано ранее, основными поджанрами UKG принято считать 4/4, спид-гараж и ту-степ. Помимо этого, существует огромное количество самых разных жанров, возникших уже много лет спустя появления самого UKG, разговор о которых может затянуться на долгое время. В статье будет акцентировано внимание на самых массовых и значимых из них.


4/4

Основной вид UKG, основанный на ритме прямого бас-барабана в четыре четверти и синкопированных малых барабанах. По сути, 4/4 — классический UKG в лучших его проявлениях. После разделения на ту-степ и многие другие поджанры в середине 2000-ых произойдёт недолгое возрождение 4/4, единственным отличием от начального его вида является различие в скорости.

Треки для ознакомления:



Speedgarage

Drum’n’bass-продюсеры имели собственный взгляд на UKG, что способствовало возникновению такого жанра, как спид-гэридж (или спид-гараж в американском варианте произношения). Он являет собой ускоренный нью-йоркский гэридж с элементами брейкбита и тяжёлым басом. Нередко добавлялись вокальные сэмплы из рагги. Снэйры находились на втором и четвёртом ударах бочки. Иногда треки спид-гаража включали в себя также и растянутые по времени вокальные сэмплы. Для спид-гаража характерен также брейкдаун — замедление определённой части композиции с целью как бы приготовлении публики к оставшейся части трека. Будучи под сильным влиянием джангла, он включал в себя также присущие джанглу эффекты — звуки выстрелов и сирен.

Ремикс диджея Армана Ван Хелдена на песню «Spin Spin Sugar» группы Sneaker Pimps признаётся многими как прорыв спид-гаража на большую сцену, после которого на него обратила внимание общественность. Другими наиболее узнаваемыми и популярными треками являются также «Ripgroove» от Double 99 с растянутым сэмплом, состоящим лишь из слова «badboy» и пропитанный drum’n’bass’ом и выстрелами «Gunman» от 187 Lockdown. Характерный перезвон на треке придаёт ему уникальность. В спид-гараж добавляются и иные различные звуковые эффекты, напоминающие отдельные инструменты.

Треки для ознакомления:





2-step

Над гэриджем совершались эксперименты, которые приводили к изменению в звучании — прежде всего в ударных. В ту-степе всё кардинально менялось: малые барабаны звучали размеренно, а бас-барабан смещался на слабую долю. Самым важным изменением стало удаление второго и четвёртого барабанов из такта, при этом по крайней мере второй и четвёртый малые барабаны оставались на своём месте. Для поддержания общей целостности и энергетики трека образовавшиеся «дыры» заполнялись звуками синтезированных органов, духовых и струнных инструментов, а также акапеллы, взятые из американского R&B.

MC стали чаще появляться на треках, однако в тот период они функционировали скорее как часть лайв-выступлений. Критиками также отмечалась общая позитивность жанра, нежели в стандартном UKG, сцена была наполнена более дружественным настроем. Ту-степ являлся наиболее коммерчески прибыльной и массовой формой классического UKG. Прямым свидетельством этому является успех дебютного альбома Крэйга Дэвида, полностью спродюсированного ту-степ-дуэтом Artful Dodger. Помимо работы с Крэйгом они выпустили ещё несколько коммерческих синглов, в числе которых известнейший «Movin’ Too Fast».

Видя, как на их любимой музыке зарабатываются деньги, ветераны жанра отказывались признавать это, чему способствовало ещё одно обстоятельство — приход агрессивных новичков, голодных до успеха и признания. Одними из таких были So Solid Crew, которые представляли собой типичную группировку из гетто (а в гетто романтики особо и не найти) с агрессивными быстрыми треками, наполненными читкой. Их напор и агрессия стали новым словом в истории UKG, сингл «21 Seconds» раскупался тысячами, не говоря уже об их дебютном альбоме. Всё это способствовало созданию вокруг группы нездоровой обстановки: появлялись случаи убийств и избиений у клубов, где они выступали. Ветеранами UKG был даже основан комитет по защите их интересов, но, не добившись успеха в изъятии и запрещении неугодной им музыки, он был распущен. Обвинения в различных преступлениях вроде хранения оружия и распространения наркотиков предъявляются уже и членам самих So Solid. И даже то, что они оказались за решёткой, не смогло вернуть благосклонность прессы. Увод жанра в другую сторону и криминалитет изменили ситуацию в жанре в худшую сторону. После этого стали обособленно развиваться новые жанры, к которым до настоящего момента также нарастал огромный интерес не только в Англии, но и по всему миру.

Мы наступаем, и они потеряют свою работу. Они потеряют свои доходы. Это именно то, чего они боятся.

Neutrino (So Solid Crew), 2000

Треки для ознакомления:




Дальнейшее развитие

После ситуации, возникшей в среде ту-степа, UKG благополучно эволюционировал в отдельные жанры. Пожалуй, наиболее важными из них стали грайм, дабстеп, бейслайн и так называемый UK Funky.


Грайм

Жанр, о котором написано и сказано уже очень много всего. Жанр, который, как и UKG, переживал не самые лучшие времена (особенно во время выхода альбома «DoinIt Again» от Скепты — прим. автора) ввиду чрезмерного стремления пробиться за пределы островов. Вернувшись к своим корням, к тому, с чего начинал «крёстный отец» грайма Вайли, он вновь расцвёл.
Имена Скепты и Диззи Раскала известны по всему миру. Один из сильнейших лириков Devlin, знаменитый Бен Дрю (Plan B), глубокий и техничный Ghetts (ранее — Ghetto), оставивший карьеру футболиста ради музыки Kano. Все их альбомы признаются классическими, они являются образцами для подражания и теми, кто сумел завоевать популярность. Что-то новое эта часть статьи для большинства вряд ли скажет, но для возможных новоиспечённых читателей я совершу экскурс в историю снова.

Грайм возник на стыке гэриджа, раггамаффина и drum’n’bass. Поначалу словом «grime» (от англ. «грязь») называли новую волну низкокачественного гэриджа, которые пользуются простейшими программами для написания музыки, иногда прибегая к помощи даже грувбоксов и игровых консолей. Основным способом распространения такой музыки были пиратские радиостанции. Например, «Rinse FM», «Déjà Vu FM», «Freeze 92.7» и «Raw Mission». В это время жанр имел самые разные названия: эйтбар (имея в виду куплеты по восемь строк), нью-шейп (более цельные куплеты в 16-32 строки), саблоу (низкочастотные бэйслайны, чаще около 40 Гц). Ритмика грайма — приблизительно 140 bpm. Для него характерны глухие раскатистые басы и футуристичные электронные звуки. Также его называли эскибит применительно к стилю и звучанию, созданному Wiley. Одними из первых треков, отмеченных как грайм, были «Eskimo», «Ice Pink» и «Igloo» от него, а также «Pulse X» от Musical Mob и «Creeper» от Danny Weed.

Впоследствии некоторые из тех, кто делал грайм, пробились на большую сцену своими альбомами: Wiley с «Trendin’ On Thin Ice», Dizzee Rascal с «Boy In Da Corner» и Kano с «Home Sweet Home». «Luv U», «Fix Up», «Look Sharp» от Диззи стали настоящими хитами наряду со многими другими популярными треками. Впоследствии образуется множество грайм-команд — таких, как Roll Deep или Boy Better Know.

Для грайма также характерен тостинг — читка поверх бита от самого диджея. Биты же часто называют ямайским словом «риддим» (инструментальная версия песни с повторяющимся басом и ударными).

Треки для ознакомления:




Дабстеп

Тяготение ту-степа к мрачному звучанию было неизбежно. К этому приходит в итоге большинство направлений. Вопреки каким-то мнениям, корни дабстепа уходят именно в UKG. Дабстеп зародился и возник в Кройдене (Южный Лондон). В восточной части этого района находился магазин «Big Apple Records», в котором продавцом работал один из пионеров жанра — Hatcha, который взял себе в помощники одного из не менее важных людей в среде дабстепа, в будущем известного под псевдонимом Skream. В этом месте продавали различные олдскульные пластинки, и в нём регулярно бывали будущие известные исполнители: Benga, Coki, Plasitician и другие.

Жанр создавался теми продюсерами, которые экспериментировали со звучанием, желая добавить элементы drum’n’bass в привычное ту-степ-звучание. Дабстеп — преимущественно инструментальный жанр, атмосфера в котором мрачна, также как и в грайме, а ритм разнообразен и неоднороден. Активно используется сэмплирование, причём часто нарезаются вокальные сэмплы абсолютно случайного типа (пусть даже и не голоса). Звучание начало формироваться уже к 2000 году в результате экспериментов дарк-гэриджа таких продюсеров, как El-B и Zed Bias.

В 2000-м Нилл Джоллифф и Сара Локхард организуют вечеринки «Forward» сначала в «Velvet Rooms», затем в «Plastic People». Они знали лично многих деятелей дарк-гэриджа, а потому не испытывали проблем с организаций мероприятий. Первым резидентом их вечеринок стал Хатча, к которому Бенга, Скрим, Коки и многие другие приносили свои записи, а он показывал им, на что следует обратить внимание. В 2003 Джон Пил первым начинает вводить в ротацию на «BBC Radio 1» дабстеп, а в 2004 Tempa выпускает впоследствии ежегодный сборник «Dubstep Allstars», первым «хостером» которого стал всё тот же Hatcha.

В 2006-м году «BBC» снимает фильм «The Sound Of Dubstep», а выход новых частей сборника и таких альбомов, как «Burial» от Бьюриала обращает внимание на дабстеп многих крупных печатных изданий: от немецкого «Groove» до британской газеты «The Independent». С тех пор дабстеп также развился в разные поджанры и обратил на себя внимание по всему миру.

Треки для ознакомления:



UK Funky

Как и UKG, UKF имеет ритм four-on-the-floor, ритмику приблизительно в 130 bpm и в целом очень похож на исходную классическую версию UKG. Основным его отличием от него является большая тяга к соулу и фанку, отмечается также связь с афробитом. Перкуссия также вдохновлена различными африканскими ритмами.

Сильное влияние на UKF оказали американцы Masters At Work, Karizma, Dennis Ferrer, DJ Gregory. С созданием и развитием гэриджа они добавляли собственные элементы: кудуро, броукен-бит, соку. Общий тропический и расслабленный «вайб» выглядел более привлекательным для танцев, нежели у мрачного дабстепа и грайма.

Треки для ознакомления:



Бэйслайн

Для этого жанра характерны более сильный, переплетённый и запутанный бас (что и отражается в названии), ритм 4/4, ритмика составляет около 135-142 bpm.

Важной особенностью является вовлеченность вокалистов-женщин в этот жанр. Примером может служить популярный сингл T2 и Джоди Эйши «Heartbroken». Да и в целом песни в бэйслайне чаще посвящены теме любви, поэтому жанр в целом иногда рассматривается более женственным.
История жанра началась с популярного бэйслайн-клуба «Niche» в Шеффилде, который в 2005-м стал объектом полицейского рейда, где якобы под эту музыку употреблялись наркотики и совершались многочисленные акты насилия.

Бэйслайн в целом получил распространение только в северной части Англии, но также имел некоторый успех в чартах.

Треки для ознакомления:



Итог. Влияние UKG

В течение более, чем 20 лет развития UKG пережил и оглушительный взлёт, и стремительное падение, а также возрождение в середине 2000-ых. Он подарил миру такие художественно ценные и важные вещи, как ту-степ, дабстеп, грайм, бэйслайн, а также многие другие ответвления: даркстеп, брейкстеп, нью-свинг и прочие. Продюсеры дабстепа; люди, делающие техно и футворк; многие музыканты, возрождающие традиции классического UKG (Flava D, Visionist и другие); расцветающая новая волна грайма в виде тех же Novelist, Jammz, Dave и многих других — это прямое следствие возникновения и развития такого жанра, как британский гэридж. Его роль и вклад в формирование урбан-музыки и современной музыкальной культуры переоценить невозможно.
Свою статью хотелось бы закончить следующими словами:

По моему мнению, гэридж никуда не уходил. Единственное изменение, которое произошло, — это возвращение многих ветеранов, бывших в самом начале, обратно на сцену.

DJ Q, BBC 1Xtra

  • Bassline Blog

    Автор бы изучил тему, перед тем как копировать старые источники. Сейчас основной вид гаража это именно бейслайн