50 любимых альбомов Курта Кобейна — Fast Food Music

50 любимых альбомов Курта Кобейна


Великому Курту Кобейну в этом году могло бы исполниться 50 лет. В честь этого мы подготовили небольшой материал, посвящённый весьма интересной теме, которая, к сожалению, часто опускается. Речь пойдёт о той музыке, которую Курт выделил для себя на самом пике своей карьеры. Если точнее, то Кобейном был составлен целый список его любимых альбомов. Он был опубликован вместе с дневниками в 2002 году. Музыка, о которой пойдёт речь, весьма эклектична и неоднородна.



Курт Дональд Кобейн в представлении не нуждается. Этот блондин с голубыми глазами был вокалистом легендарной группы Nirvana, чей второй альбом «Nevermind» стал синонимом оглушительного успеха. Проникновенные и поэтичные тексты, хрипловатое пение и манера просто одеваться сделали его знаменитым на весь мир. Довольно часто Курт выступал в футболке, кардигане и самых обычных джинсах, хотя владел огромными средствами и мог себе позволить роскошную одежду. Он навсегда изменил популярную музыку и оказал неоценимое влияние на последующие поколения рок-музыкантов. Успех Nirvana также во многом способствовал популяризации гранжа и альтернативного рока. Кобейна окрестили «голосом поколения». Но сам Курт не видел себя в этой роли и решительно не хотел им быть. Всё это и другие проблемы, связанные в том числе и с непомерным употреблением наркотиков, привели ко всем известному трагическому финалу. Кобейн остался светлым и искренним человеком в памяти как фанатов, так и музыкантов, знавших его лично.



В 2002 году вышли в свет дневники Курта под скромным названием «Journals». Они представляют собой 280 страниц его размышлений, писем, рисунков (его бабушка была профессиональной художницей и поощряла талант мальчика – прим.), а также черновиков и текстов песен, в числе которых было несколько версий самого крупного хита Nirvana под названием «Smells Like Teen Spirit». Публикация всех этих материалов вызвала неоднозначную реакцию его фанатов: одни считали это вторжением в жизнь Курта, другие же видели в этом возможность лучше узнать и понять его.

Кобейн, как и любой выдающийся музыкант, слушал очень много музыки, хорошо в ней ориентировался и тонко её чувствовал. Когда Курту было два года, тётя напевала ему «Hey Jude» группы The Beatles. Он называл Леннона своим кумиром, а песню «About A Girl» с альбома «Bleach», по своим словам, написал после того, как три часа слушал альбом «Meet The Beatles!» Курт также был фанатом хард-рока и хеви-метала. Он находил что-то для себя в самой разной музыке: AC/DC, Kiss, Queen, Black Sabbath и т.д. Время от времени Nirvana играла каверы их песен. Среди них были «Do You Love Me?» группы Kiss или «Hand Of Doom» Black Sabbath. К слову, Курт также был любителем The Velvet Underground, на чью песню «Here She Comes Now» также был сделан кавер. Другим ориентиром Кобейна был Игги Поп и его группа The Stooges (о нём чуть ниже).

«Панк – это музыка свободы»

Позднее Курт увлёкся панк-роком, DIY-движением и его эстетикой. С ним Кобейна познакомила его подруга, Тоби Вэйл, солистка группы Bikini Kill. Эта аббревиатура расшифровывается как «Do it yourself», что в переводе означает «сделай это сам». Основной идеей данного движения является то, что музыканты самостоятельно записывают свои песни на самые простые рекордеры. Для такой музыки характерно низкое качество звука. Кобейн был большим любителем групп, которые выпускались на «K Records» (руку к созданию лейбла также приложила Вэйл – прим.), и какое-то время записывал с ними совместные песни. Позднее он сделал тату с логотипом этого лейбла, что повысило к нему интерес СМИ и публики. Первым панковым альбомом, который Курт услышал, был «Sandinista!» группы The Clash. Однако он его разочаровал. Через какое-то время Кобейн в журнале «Creem» прочитал о Sex Pistols и решил послушать их. «The Bollocks» произвёл на него огромное впечатление. Курт однажды написал в своём дневнике, что эта группа «в миллион раз важнее, чем The Clash». Кем ещё вдохновлялся знаменитый музыкант? В качестве примера можно привести письмо в одну из местных газет, которая должна была опубликовать объявление о поиске барабанщика для Nirvana. Там говорилось, что на Кобейна оказали влияние уже перечисленные выше Led Zeppelin и Aerosmith. Nirvana также исполняла каверы на песни Led Zeppelin под названием «Moby Dick», «Immigrant Song» и «Heartbreaker».

«В общем, мы звучим как The Knack и Bay City Killers, которых изнасиловали Black Flag и Black Sabbath»

В одном из интервью Курт сказал, что рок слишком «устал», и поэтому Nirvana, вопреки многим мнениям, не создала собственного оригинального звучания. Однако участники группы смогли впитать и преобразовать всё то, чем они вдохновлялись и на что ориентировались. Это касалось и содержания их песен, которое постоянно менялось, в особенности по настроению.

В своих дневниках Курт размышлял на эту тему:

«Мои тексты – это огромная куча противоречий. Они где-то посередине между моими искренними чувствами и мнениями и оспариванием всех этих богемных стереотипов, которые уже всех достали»

Всё это многообразие чувствуется, если взглянуть на те альбомы, которые Курт выделял в своих дневниках. Этот список несколько менялся с течением времени.






Однако Курт не был ограничен одной только рок-музыкой. В его дневниках встречается упоминание, к примеру, NWA и Leadbelly, а в окончательный список были включены Public Enemy. Кобейн оказал влияние в том числе и на многих популярных хип-хоп артистов, которые неоднократно упоминали его в своих песнях. Среди них –  Кендрик Ламар, Эминем, Канье, Jay-Z и даже Фаррелл.

Очень подробный, написанный от руки, список своих любимых альбомов Кобейн окончательно сформулировал и составил на рубеже 1993-1994 года. Он помещён в конце его дневников (все записи в них следуют приблизительно в хронологическом порядке – прим. автора).



Полный список альбомов доступен также на официальной Википедии фан-сообщества Nirvana.

Перечислять и расписывать все 50 релизов при всём желании просто не хватит времени. Поэтому мы обратили внимание на первые десять релизов из списка. Также здесь указаны та музыка, которая может показаться интересной по тем или иным причинам. К некоторым релизам даны комментарии самого Курта, встречавшиеся где-либо.



Iggy & The Stooges – «Raw Power»

Игги Поп был для Курта определённой моделью поведения. Кобейн называл его «своим абсолютным кумиром» и боготворил. Джеймс был настоящим монстром на сцене: оскорблял зрителей, прыгал со сцены в толпу, картинно корчился на полу и всячески калечил себя. Это была та самая неконтролируемая «raw power», которую, казалось, Игги не в силах был обуздать. Определённое сходство между с Джеймсом и Куртом прослеживалось и в другом – ужасающей наркотической зависимости. Она сыграла злую шутку с ними обоими.

Как бы там ни было, «Raw Power» – настоящий панк, в котором нет ни капли лжи. Курт черпал вдохновение в этих песнях, насквозь пропитанных аутоагрессией и саморазрушением. Чего стоит только знаменитая «Search & Destroy»:

I’m a streetwalking cheetah with a heart full of napalm
I’m a runaway son of the nuclear A-bomb
I am the world’s forgotten boy
The one who searches and destroys

Другими эталонными, но более медленными песнями были «I Need Somebody» и «Gimme Danger».



The Pixies – «Suffer Rosa»

Многим эта группа знакома по песне «Where Is My Mind?», которая прозвучала в конце фильма «Бойцовский клуб». Однако музыкальная работа, которая была проделана The Pixies, гораздо шире и глубже. Примером тому является её дебютный альбом «Suffer Rosa».

Этот релиз был крайне важен для Кобейна. Для его записи группой был приглашен легендарный Стив Альбини. Пластинка опередила своё время: «сладкое» пение на грани фальцета тут идёт наравне с грязными, грубыми гитарными рифами. Присутствуют также интересные аранжировки. Сами песни на альбоме как бы балансируют между тихостью и громкостью. Эта динамика сохраняется на протяжении всего диска. Любимой песней Курта была «Gigantic».

Именно «Suffer Rosa», по собственному утверждению Кобейна, заставил его отказаться от написания песен в духе «Black Flag» в пользу того, что было ближе к Игги Попу и Aerosmith. Это и слышно на «Nevermind». Более того, в интервью журналу «Rolling Stone» в 1993 году он сказал, что «Smells Like Teen Spirit» была попыткой «затмить The Pixies», и что Nirvana «использовали их динамику – переход от грубого к лёгкому, от громкого к тихому».

Кобейн даже говорил, что настолько сильно был тронут этой группой, что сам хотел бы играть в The Pixies или, по крайней мере, в коллективе, который исполнял бы их каверы.

Комментарий Курта:

«Это будто какая-то отлитая металлическая работа, которую положили не туда. И не важно, был у неё “продюсер” или нет. Любой, кто говорил о “Surfer Rosa”, отмечал шикарный продакшн. И я с этим согласен. Песни такие сильные, что неважно, будете ли вы слушать их через магнитофон или что-то ещё. Я был закрыт к чему-то новому до того, как услышал этот альбом четыре-пять лет назад. Он изменил моё отношение ко всему. Он убедил меня, что мне нравятся и другие стили, кроме панк-рока. Я наконец понял, что люблю музыку. Это похоже на то, что я всегда хотел делать и делал до тех пор, пока не увлёкся панком восемь или девять лет назад».



The Breeders – «Pod»

Стоит отметить, что основу этой группы составляют девушки (некоторые из них играли также и в The Pixies – прим. автора). Их дебютная пластинка, «Pod», не имела коммерческого успеха, но снискала любовь фанатов и критиков. Этот залихватский альбом с глухими сильными ударными сейчас считается одним из лучших релизов альтернативного рока. Однако по причине плохих продаж он был обделён должным вниманием аудитории.

Комментарий Курта:

«Настоящий эпос, который никогда не даст тебе забыть твою бывшую»



The Vaselines – «Dying For It»

В списке Курта отмечен как «Pink EP». Это шотландская группа, музыка которой издавалась в Сиэтле. Кобейн считал их лучшими композиторами. Приятный и будто облачный женский вокал рисует перед слушателем картину радуги. Их песни повествуют о проблемах, знакомых каждому подростку. Особенно заметно это по песне «Teenage Superstar» с этого же релиза. Кобейн неоднократно исполнял каверы на их «Molly’s Lips», «Son Of A Gun» и «Jesus Wants Me For A Sunbeam».

Комментарий Курта:

«Кажется, будто у Юджина и Френсис были классные отношения. Не знаю, так ли это, но замечательно, что эта пара собралась и написала одну из самых красивых песен, которых я когда-либо слышал. Они как бы делятся своей жизнью со слушателем. Эти ребята – Captain & Tennile андерграунда».



The Shaggs – «Philosophy Of The World»

Феноменальный и одновременно печальный случай в рок-музыке. Группа из трёх сестёр, которых против собственной воли собрал их отец и заставил денно и нощно играть на своей ферме. Весь цимус в том, что в детстве мать (она активно практиковала хиромантию – прим. автора) нагадала ему, что его дочери будут популярными рок-звёздами. После того, как они подросли, он купил им гитары и барабаны и наказал им сочинять музыку, тренируясь игре на инструментах. Их отец был упрямым и весьма уверенным в себе. Девочки, к слову, не имели даже базового музыкального образования.

«Он сказал нам играть. Мы играли. Или хотя бы пытались», – одна из участниц группы.

Из-за этого их музыка звучит аритмично и не слаженно, словно все они играли в разных помещениях для разных альбомов. К тому же, содержание песен оставляет желать лучшего. Позднее записи группы обнаружил Фрэнк Заппа, который был удивлён, насколько искренно они звучат, несмотря на ужасное исполнение.

Комментарий Курта:

«Это безусловно что-то честное. Я слышал одну их песню живьём… кажется, она называлась Carpenters. Они играли где-то, а шум и крики на заднем фоне был громче самой музыки. The Shaggs – это типичный пример команды с “K Records”».



Fang – «Landshark»

Хардкорные калифорнийские панки, которые делали по-настоящему агрессивную музыку. Жестокие песни про вервольфов, убийство инвалидов и скинхедов, сидящих на героине. Сейчас таким вряд ли кого-то можно удивить. Однако в то время это выглядело плевком в лицо всему человечеству, вызовом и настоящей борьбой с обществом. Кобейн не один раз исполнил кавер на их песню «Money Will Roll Right In».



MDC – «Millions Of Dead Cops»

Помечен в списке Кобейна как «1st EP». MDC – ещё один образчик агрессивных панков из Калифорнии. На альбоме есть смелые выпады в сторону капитализма, а также симпатии к нацизму, гомофобии и прочему. Эта группа принимала активное участие в движении «Рок против Рейгана» и критиковала американскую политику в Южной Америке.



Scratch Acid – «Scratch Acid EP»

В списке Курта отмечен как «1st EP». Эта группа практически неизвестна. Однако её часто называли американским аналогом группы The Birthday Party. В узких кругах она считается довольно важным и влиятельным нойз-рок-коллективом. После выпуска этого ЕР и весьма скромного успеха группа очень быстро сошла на нет и в итоге была забыта, а эпизодические воссоединения не смогли ей хоть как-то прибавить популярности.



Saccharine Trust – «Paganicons»

В списке Кобейна этот релиз указан как «1st EP». Это очень непривычная уху музыка, с резкими, топорно звучащими гитарами и специфичным вокалом, который походит на заикание. Особой популярности группа, как и указанные выше, не имела и может быть интересна только ценителям или, например, коллекционерам.



Butthole Surfers – «Butthole Surfers»

В списке Курта значится как «Pee Pee The Sailor». Эта группа являет собой сочетание необычных сюрреалистичных текстов и смешение таких жанров, как панк, психоделик-рок, авангард и электроника, помноженные на чёрный юмор и многочисленные эксперименты со звуком. Они всегда ставили во главу угла наркотики, описывая их как свой главный источник вдохновения.



Young Marble Giants – «Colossal Youth»

Эта британская пост-панк-группа выпустила всего один альбом. Их мягкая, успокаивающая музыка резко контрастирует с тем агрессивным, что играло большинство групп того времени. Young Marble Giants добавляли минимум эффектов в звучание своих песен. Но самой главной новинкой было использование драм-машины вместо обычных барабанов.

Marble Giants пользуются огромным уважением среди инди-сцены, несмотря на то, что у них в дискографии всего один релиз и пара синглов. Подтверждением этого факта может служить то, что «Pitchfork Media» включил Colossal Youth в 100 главных альбомов 1980-ых, отдав ему 63-е место.

Комментарий Курта:

«Эта музыка успокаивает, она по-настоящему атмосферная. Это милая и приятная музыка. Драм-машина звучит очень стильно. Мы собираемся поучаствовать на компиляции Marble Giants, сыграем “Credit In The Straight World”. На какое-то время я влюбился в их вокалистку. А кто в неё не влюблялся? Я о них особо ничего не знаю – это ведь группа братьев Моксхем, да? Слышал, что скоро они собираются воссоединиться. Не грустно ли это, когда ты слышишь что-то подобное и до сих пор впечатляешься, но при этом навряд ли нового такого уже не будет?»



R.E.M. – «Green»

Группа, в которой состоял легендарный Майкл Стайп. Этот альбом, как и многие другие релизы группы, был крупным коммерческим успехом и пришёлся по душе критикам. На нём R.E.M. продолжали экспериментировать, затрагивая, например, политические темы. Также использовались новые для группы инструменты, например, мандолина. Команда продолжала наращивать свой успех, имея в своём распоряжении четырёх мощных сингла. Они стали неплохим подспорьем для американского тура.

Комментарий Курта (из интервью 1993 года):

«Если бы я мог написать хоть немного песен таких же хороших, как у них… Я не знаю, как они это делают. Боже, эти ребята самые крутые. Они справляются с успехом, как ангелы, и продолжают делать прекрасную музыку».



The Slits – «Typical Girls»

Женская версия Sex Pistols. Дерзкие и уверенные в себе. В списке Кобейна, вероятно, фигурирует сингл из двух песен: «Typical Girls» и «I Heard It From The Grapevine». Позднее оба трека войдут в их дебютный альбом под названием Cut. Этот релиз – разнообразие инструментов, интересные для панк-рока решения, а также разные по настроению песни. Все они, однако, держатся вокруг темы нелёгкой женской доли и борьбы за свои права.



Leadbelly – «Leadbelly’s Last Sessions» (Volume 1)

Общее название сборника последних записей легендарного блюзмэна Ледбелли, который состоял из четырёх частей. Максимально эмоциональная и честная музыка, которую исполнял человек, переживший многолетнюю каторгу. Хадди знал едва ли не все песни, которые были связаны с чёрными музыкантами (баллады, блюзы гангстеров и многое другое). По большому счёту репертуар Ледбеттера составляли народные песни чернокожего населения. Также Ледбелли был известен за игру на гитаре, у которой было 12 струн.

Комментарий Курта:

«Творчество этого парня показал мне Уильям Берроуз. Он сказал, мол, если хочешь послушать честную и настоящую музыку, то тебе стоит послушать Ледбелли. Его песни невероятно искренние.
Ледбелли был тем самым бедным чёрным парнем из начала 1900-ых, который несколько раз оказывался за решёткой, потому что избил свою жену, грабил, попадал в передряги и занимался бутлегерством. Он начал играть на гитаре, пока был в тюрьме, и пел так хорошо, что понравился губернатору и тот его отпустил. Ледбелли стал учеником Блайнда Лемона Джефферсона и начал записывать песни, но никакие коммерческие записи не показали его сущность. Разве что поздние сборники. Процесс записи был интересен: парень, который был его спутником и следил за его творчеством
(речь идёт о Джоне Ломаксе, известном коллекционере американской народной музыки – прим.), записал Хадди на рекордер, когда они остановились на одну ночь в отеле. Это было классно.
Надеюсь, что мои песни хотя бы немного близки к честности, как у Ледбелли. Это то, к чему я упорно стремлюсь. Он был, можно сказать, первым панком: приезжал, заходил в бар, наполненный белыми, ввязывался в драки и отправлялся за это в тюрьму. С такой музыкой иметь дело реально круто хотя бы из-за самих записей. Потому что для меня удивительно услышать хрустящую от помех пластинку.
Но это то, какими были “Folkway Records”, и это классно. У них есть даже все записи Watergate, доступные в виде альбома на 10 треков. Думаю сделать себе татуировку с лого Folkways после тату с Black Flag”.



Half Japanese – «We Are They Who Ache With Amorous Love»

Ещё одна лоу-фай-группа, полюбившаяся Кобейну. Она была основана братьями Джедом и Дэвидом Фэйр. Все её члены были самоучками и по очереди учились игре на барабанах и гитаре, которая часто не была даже настроена. У этой группы простое звучание, свойственное новичкам. Нарочито противное пение и содержание текстов песен (чаще всего они писали о несчастной любви или о монстрах из фильмов ужасов) также добавляют изюминку этой группе. К слову, позднее группа отошла к арт-панку, ударившись в авангард. Но менее ценными их первые записи от этого не становятся.

Комментарий Курта:

«Мне нравится слушать музыку Джеда Фэйра и его HalfJapanese в наушниках, прогуливаясь среди торговых центров. Ведь это сердце американской культуры. Думаю, что если бы люди услышали там такую музыку, то они бы были на взводе. Они бы мучились, бились о стены и не знали, что делать. Поэтому я включаю музыку громче и представляю, что она звучит через динамики в магазинах».



Wipers – «Over The Edge»

Ещё одни известные панки родом из Орегона. Три первых альбома группы, включая данный, присутствуют в списке Кобейна. Эта команда была одной из тех, которая сформировала стиль и звучание гранжевых групп. Для неё была характерна гитара с обилием дисторшена, которая позже станет отличительной чертой гранжа. Помимо этого, другой особенностью группы Сейджа является содержание песен, которые повествуют нам о социальной изоляции, смущении разочаровании в себе. Такая музыка была в противоположном направлении от многих политически активных панков вроде упомянутых в верху списка MDC.

Комментарий Курта:

«Wipers выпустили, может быть, четыре или пять альбомов. Первые два были настоящей классикой и вдохновили Melvins и многие другие панк-группы. Они были теми, чью музыку я пытался понять и усвоить. Их песни были очень хорошими. Грэг Сейдж был очень романтичным, тихим и мечтательным. Что тут можно добавить? Они уже в 1977 году стали родоначальниками всей гранж-сцены Сиэтла».

-->