Девушки-продюсеры в современной музыкальной индустрии — Fast Food Music

Девушки-продюсеры в современной музыкальной индустрии

Девушки-продюсеры в современной музыкальной индустрии


В своём интервью Асма Маруф из электронного дуэта Nguzunguzu рассказала, что во время гастролей люди часто принимают её за певицу, а не продюсера и диджея, кем она и является. Почему так происходит, догадаться не сложно: сколько известных женщин-продюсеров вы можете вспомнить?

За всю историю «Грэмми» ни одна женщина не стала «продюсером года», да и номинировались они в данной категории всего 3 раза. Это выглядит довольно странно, учитывая, что женщины нередко побеждают в других категориях, включая самую престижную — «Альбом года». В 2016-м Тейлор Свифт ушла домой, прихватив статуэтку в этой номинации, причём уже второй раз. Будучи известным борцом за права женщин, она не могла упустить такой шанс, и произнесла вдохновляющую речь (которая стала основой рекламного ролика «Грэмми 2017»), о том, что девушки сами могут достигать вершин, рассчитывая только на свои силы и любовь фанатов. Но так ли это? Разве за спиной Свифт нет большого количества продюсеров? И разве все они не мужчины?

На самом деле, в производстве пластинки приняли участие Имоджен Хип и Лора Сиск, что даёт 11% женщин, работающих над лонгплеем «1989». Небольшая цифра, но общая картина куда печальнее: по данным «Audio Engineering Society», только 5% саунд-продюсеров и инженеров являются женщинами.

Сейчас продакшн выглядит как мужской клуб, но всё же появляются девушки, способные изменить такое положение дел.


WondaGurl

Впервые WondaGurl была замечена в 2011 году на баттле битмейкеров в Торонто, где привлекла внимание известного продюсера Boi-1da, ставшего её наставником. Через год 15-летняя девушка взяла золото этого баттла. В 16 она уже сделала биты для Travi$ Scott и Jay Z, а позже — для Drake, Rihanna, Young Thug и Lil Uzi Vert. На новом альбоме Big Sean «I Decided» она спродюсировала трек с Эминемом. Появление девушки на «ComplexCon 2016» вместе с DJ Mustard, Mike WiLL Made-It и Timbaland окончательно даёт понять — WondaGurl достигла уровня самых известных продюсеров в игре.



Crystal Caines

Crystal Caines помогала A$AP Ferg создавать звучание его первых хитов. Это была зеркальная версия традиционных ролей в музыке, когда девушка-исполнитель на первом плане, а в тени — продюсер-мужчина. 2014-й стал дебютом Crystal Caines как МС: сингл «Whiteline» вышел с куплетом Фёрга. На этом их сотрудничество не закончилось: девушка появилась на микстейпе «Ferg Forever» (уже не только как продюсер, но и как рэпер). В 2016 году Crystal планировала выпустить сольный релиз «Vertigo» , но была замечена лишь на релизах A$AP Ferg и Smoke DZA . Дружба артистов продолжается: год только начался, а у них уже готова коллаборация «Run With Me». Так и до полноценного совместного релиза недалеко.



Syd

Syd занималась продакшном ещё до встречи с Tyler, The Creator. Именно в её домашней студии Odd Future записывали свои первые треки. Единственная девушка в команде выполняла роли исполнительницы, продюсера, звукорежиссера и диджея. Параллельно участию в Odd Future она, вместе с Matt Martians, организовала группу The Internet. Их третий студийный альбом «Ego Death» был номинирован на «Грэмми». В феврале у Syd вышла сольная дебютная пластинка «Fin», получившая высокие оценки многих изданий.



Kari Faux

В 2015 году «Сomplex» включил Kari Faux в список самых перспективных продюсеров года. Такое внимание девушка заслужила продакшном своих собственных треков, в частности вирусного «No Small Talk», на который сделал ремикс Childish Gambino (а ещё хотел Drake, но девушка отклонила предложение). В 2016-м свет увидел её дебютный альбом «Lost En Los Angeles». Kari продемонстрировала рост в музыкальном плане, начав использовать живые инструменты. Этот опыт ей пришелся по душе, девушка намерена и дальше работать с живым звуком.



Abra

Среди девушек, занимающихся продакшном, есть тенденция совмещать это занятие с пением или речитативом: M.I.A., Missy Elliott, Alicia Keys, Grimes, Erykah Badu. Сейчас Abra — одна из самых ярких и интересных примеров. Внимание привлекает создаваемый ей R&B, погружающий в атмосферу музыки 80-х и 90-х, при этом звучащий свежо. Девушка уже успела выпустить дебютный альбом «Rose» и пару EP. С каждым релизом она показывает новый уровень и как певица, и как продюсер.



TrakGirl

Шакари Болес пошла по стопам своих родителей музыкантов: в 14 у неё уже была своя драм-машина. Как TrakGirl она стала известна после работы над треками Omarion «Ode To Tae» и Tiffany Evans «I Found You» — тогда многие издания начали писать о молодом таланте. «Прокладывать путь в музыке для девушек», — так озвучивает свою мотивацию TrakGirl. Сотрудничая с Mansions On The Moon, King Chip, Luke James и Anais Aida, она медленно, но уверенно воплощает свою цель в реальность.



Fatima Al Qadiri

Fatima Al Qadiri выросла в разрушенном Кувейте во время войны в Персидском заливе. Видеоигры и музыка стали для неё побегом от ужасной реальности. Пережитое в детстве девушка переносит в своё творчество, получая постапокалиптический грайм. В 2016-м вышел её второй инструментальный альбом — «Brute». В начале года Gorillaz взяли её работу для микса «私 Noodle» — релиз, полностью состоящий из «обалденных женщин, каждая из которых в своей индивидуальной манере является пионером написания, производства и создания музыки».



TOKiMONSTA

В 2010 году жительница Лос-Анджелеса, имеющая азиатские корни и известная как TOKiMONSTA, стала первой женщиной, подписанной на «Brainfeeder» — лейбл Flying Lotus. Сейчас она сильно выросла не только как продюсер и диджей, выступающий по всему миру, но и предприниматель. Её классическое музыкальное воспитание и эксперименты с разными стилями позволяют создавать уникальные биты, которые нашли своё пристанище на собственном лейбле «Art People».

В начале своего пути TOKiMONSTA столкнулась с предвзятым отношением и большим количеством критики просто из-за того, что она — девушка-продюсер. К сожалению, случаи сексизма в этой профессии — не редкость.



«В студии мужчины-инженеры не позволяли мне прикасаться к оборудованию. Я говорю: «Можно мне просто отредактировать свой вокал?» В ответ получаю: «Нет, просто скажи, что тебе нужно, и мы сами сделаем это». А потом приходил мужчина-продюсер, которому было позволено делать всё это».

— Grimes

Не желая мириться с таким отношением, Граймс начала изучать каждый шаг в производстве музыки. Сейчас девушка полностью справляется с продакшном самостоятельно. Её экспериментальная (экстремальная) поп-музыка получает высокие оценки критиков и крупных изданий. Что уж говорить, Jay Z подписал её на свой лейбл «Roc Nation». «Я получаю удовольствие именно от работы с инструментами, битами и музыкой», — говорит артистка.

«Когда я пошла в магазин за своей первой электрогитарой, меня настолько смутили сотрудники, что я в ужасе ушла оттуда. А позже, когда я покупала оборудование для своей студии, случилась похожая ситуация. Продавцы-мужчины спросили меня: «Ты, наверное, покупаешь это для друга или мужа?» Тогда я ответила им: «Нет, я — инженер, присматриваю технику для моей студии». Они смотрели на меня как на сумасшедшую.

— Эмили Лазар

Сейчас Эмили является основателем, президентом и главным инженером студии мастеринга «The Lodge». Она работала над более чем 2,000 альбомов, авторами коих являются David Bowie, Foo Fighters, The Subways, Björk, Moby, Paul McCartney, Wu-Tang Clan, Tiesto, Chromeo, Depeche Mode, The Prodigy, Morrissey и многие другие. Девушка дважды номинировалась на «Грэмми» как «продюсер года».

Потребительские исследования показали, что 94% людей, покупающих аудио-оборудование, — мужчины. Эмили считает, что это происходит из-за гендерных стереотипов, которые с детства формируют интересы. Общество диктует, какими мы должны быть, что нормально, а что — нет.

Ключ для изменения сложившейся ситуации — это больше известных женщин-продюсеров. В информационном пространстве практически нет примеров для подражания. Сложность также состоит в том, что по своей природе продюсер находится в тени. Сейчас же ситуация меняется, и некоторые продюсеры уже подобны рок-звёздам: мелькают в новостях не реже самих исполнителей.